|
 Тесты и игры для детей. Примерная схема наблюдения за поведением ребенка ПРИМЕРНАЯ СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА Ф. И. О. ребенка __________________Возраст_____ Дата заполнения___________
Заполнил: родитель, психолог, педагог_____________________________________
Подчеркните часто наблюдаемые нарушения поведения у ребенка, добавьте не указанные в перечне.
Характер нарушений поведения В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения Агрессивность Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; ребенок толкает сверстника, походя ударяет встречных, кусается, плюется.
Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит взрослый.
Вербальная: ругается; говорит обидные слова; говорит нецензурные слова.
В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других. В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки.
Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.
Направленная на себя: кусает себя; щиплет себя; просит себя стукнуть еще раз Вспыльчивость В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть.
В речи: может неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово Негативизм В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в коллективную игру.
И отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.
Вербальный: говорит часто слова «не хочу или не буду», «нет» Демонстративность В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии.
Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих и т. п. Обидчивость (эмоциональная неустойчивость) Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре. В мимике: недовольное выражение лица; плачет.
Реакция на оценку другим: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса Конфликтность Активная или реактивная: сам провоцирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия других.
Вследствие эгоцентризма: не учитывает желаний и интересов сверстников.
Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений.
Вследствие трудности переключения: не уступает игрушек.
Эмоциональная отгороженность Как центробежные тенденции: когда все дети вместе, стремится уединиться.
И эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих.
И особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.
Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требований; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.
И особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику Дурашливость И реакция на замечание: реагирует смехом на замечания взрослого; похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении ребенка.
В физических действиях и мимике: дурачится; передразнивает в движениях Нерешительность В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии; не отвечает, хотя знает ответ; отказывается от ведущих ролей в играх.
Проявления в речи: использует слова: «не знаю», «может быть», «трудно сказать»; ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.
В физических действиях: боится прыгнуть с возвышения.
И реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; в новой ситуации менее вариативное поведение, чем в привычной Страхи Конкретные: страх пылесоса; страх собаки; страх темноты; страх от порывов ветра.
Реакция на новизну: боится входить в новое помещение.
Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному Тревога В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.
В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.
В движениях: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит.
Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому Скованность В движениях: двигательно скован.
В речи: запинается в речи.
Реакция на новизну: неловок в новой ситуации Заторможенность В познавательной активности: не знает чем заняться.
В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам.
В речи: говорит слишком тихо.
Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает Эгоцентричность Как отношение к себе: считает, что все Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желания детям.
В речи: часто использует местоимение «Я»
Дефицит внимания Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии.
И содержание помощи ребенку: приходится словесно повторять задание по несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия.
В речи: условия выполнения задания и пр. Избегание усилий В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики.
На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу) Двигательная расторможенность
(гиперактивность) И особенности планирования действий: поспешно планирует собственные действия.
И избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); действует раньше условленного сигнала и пр.
И длительность сдерживания гиперактивности: встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят.
И длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры Речевая расторможенность И громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голос
И темп речи: темп речи убыстрен; речь взахлеб.
В социальных отношениях: переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого и пр. Непонимание сложных словесных инструкций Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого Непонимание простых словесных инструкций Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания Застреваемость В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы.
Во взаимоотношениях: навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу.
В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу.
На чувствах и эмоциях: застревает на обиде.
И трудности переключения: с трудом переключается и пр. Работоспособность (умственная) Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книжку; устает на первой части организованного занятия
АГРЕССИВНОСТЬ
Опросник 1. Ребенок глазами взрослого Ф. И. О. ребенка _______________________Возраст_____Дата заполнения_______
Заполнил: родитель, психолог, педагог_____________________________________ Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 - нет проявлений агрессивности, 1 - проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2 - часто, 3 - почти всегда, 4 - непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.
Признаки проявления агрессивности у ребенка Как проявляется агрессивность Как часто наблюдается Вегетативные признаки • краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения
• облизывает губы в состоянии раздражения 01234 01234 Внешние проявления • кусает губы в состоянии раздражения
• сжимает кулаки в состоянии раздражения
• сжимает губы, кулаки, когда обижают
• тревожное напряжение разрешается гневом 01234 01234 01234 01234 Длительность агрессии • после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин.
• после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин. 01234 01234 Чувствительность к помощи взрослого • помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией
• помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться
• замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии
• замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии
• чувство неприязни к другим не корректируется извне 01234 01234 01234 01234 01234 Особенности отношения «собственной эгрессии • ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно
• ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые 01234 01234 Особенности проявления гуманных чувств • стремится делать назло
• безразличие к страданиям других
• стремление причинить другому страдание
• у ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий 01234 01234 01234 01234 Реакция на новизну • новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности
• в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции 01234 01234 Реакция на ограничение • при попытке удержать яростно сопротивляется 01234 Реактивность (чувствительность к агрессии других) • проявляет агрессивные реакции первым
• первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка
• проявляет агрессивные реакции на действия других
• толкается, когда обижают
• бьет других, если ребенка случайно толкнули 01234 01234 01234 01234 01234 Чувствительность к присутствию других • щиплется на глазах у всех о толкает сверстника на глазах у всех
• толкает сверстника на глазах у всех
•ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение ребенка 01234 01234 01234 Физическая агрессия, направленная на предмет • может сломать постройку на глазах у всех
• ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку...
• ребенок может бросить предмет об стенку
• ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры
• отрывает руки, ноги кукле 01234 01234 01234 01234 01234 Агрессия, направленная на сверстников • толкает других детей в состоянии раздражения
• походя ударяет встречных
• бьет других детей в состоянии раздражения
• ударяет детей и внезапно успокаивается
• стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом)
• кусает других детей в состоянии раздражения 01234 01234 01234 01234 01234 01234 Агрессия невыраженной направленности • агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей и пр.) 01234 Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном детстве) • бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки
• бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т. п.
• тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения
• в состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком
• в состоянии пониженного настроения бьет родителя кулачком
• царапает взрослого
• беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи
• бьет больно ногой бабушку 01234 01234 01234 01234 01234 01234 01234 01234 Вербальная агрессия • говорит обидные слова детям
• говорит обидные слова взрослым
• говорит нецензурные слова детям
• говорит нецензурные слова взрослым 01234 01234 01234 01234 Агрессивность в виде угрозы • замахивается, но не ударяет другого
• пугает другого 01234 01234 Агрессия, направленная на себя • просит себя стукнуть еще раз
• берет на себя вину за других
• рвет на себе волосы
• щиплет себя в состоянии раздражения
• кусает себя в состоянии раздражения 01234 01234 01234 01234 01234 Агрессия, направленная на
ЖИВОТНЫХ • щиплет кошку
• выкручивает хвост кошке
• специально наступает на лапы собаке 01234 01234 01234 Неупорядоченные проявления и дополнения • плюется в состоянии раздражения 01234
Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка по результатам данной анкеты, следует сложить полученные баллы: - уровень I: от 0 до 65 баллов - вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью; - уровень II: от 65 до 130 баллов - есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением; - уровень III: от 130 до 195 баллов - ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций; - уровень IV: от 195 до 260 баллов - психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.
|
|