Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Проект Лаборатория неживой природы


НазваниеПроект Лаборатория неживой природы
АнкорПроект. Лаборатория неживой природы. Средняя группа.pdf
Дата05.06.2019
Размер0.67 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаProekt_Laboratoria_nezhivoy_prirody_Srednyaya_gruppa.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПояснительная записка
#52509
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9
«Малахитовая шкатулка»
Проект
«Лаборатория неживой природы»
(для детей средней возрастной группы)
Воспитатель: Кудабаева Ж.К. г. Нижневартовск
Проект
«Лаборатория неживой природы»
(
Для детей средней возрастной группы
)
Проблема: Как познакомиться с неживой природой
Пояснительная записка
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской
(поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, носит пробный характер.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей; ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развитияребенка». Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенокдошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различного рода исследовательской деятельности - к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?". Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую деятельность.
Цель:
1.
Обогащения представлений детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении
2.
Учить детей проявлять интерес к неживой природе, испытывать радость при взаимодействии с ней
3.
Воспитывать интерес к экспериментированию
4.
Воспитывать бережное отношение к природе и стремление ее оберегать
Задачи:
1.
Расширять представление о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня
(твердость , растворимость, весомость, мягкость, сыпучесть и т.д.)
2.
Развивать представление об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)
3.
Развивать умение пользоваться приборами –помощниками при проведении экспериментов (увеличительное стекло)
4.
Расширять представление о значимости воды и воздуха для человека, животных и растений
Тип проекта: Познавательный
Вид проекта: Исследовательсктий
Срок реализации: Долгосрочный
Методы исследования: Диагностирование опытно-экспериментальной деятельности
Предполагаемые продукты: 1. Оформление проектной папки
2. Презентация проекта
Предполагаемые результаты:
Материалы: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом
Перспективный план работы по проекту
«Лаборатория неживой природы»
(средняя группа)
мес яц
Исследуемый объект или явление
Название мероприятия
(опыта или эксперимента)
Цель опыта
Материал, оборудование
1
2
3
4
5
09
Экспериментирование с песком, глиной
1.«Почему песок хорошо сыплется?»
Цель: выделить свойства песка и глины; сыпучесть, рыхлость
Песок, глина. Емкости, лупа, ширма, сито
2.«Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать вещи из глины, определять ее качества
(мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства
Глиняные предметы, кусочки глины. Вода
Подставки для работы, емкости, алгоритм описания свойств
3.«Где вода?»
Цель: помочь определить, что песок и глина по- разному впитывают воду
Сухой песок, сухая глина, вода.
Прозрачные емкости, мерные стаканчики
4.«Волшебный материал»
Цель: помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании
Песок, глина, дощечки, палочки, изделия из керамики, Емкость
10
Экспериментирование с водой
5.«Узнаем какая вода»
Цель: выявить свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется
Две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой; набор мелких цветных предметов

6.«Вода - волшебница»
Цель: продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, познакомить с процессом растворения некоторых веществ (при этом вода меняет цвет, запах, вкус)
Три одинаковые емкости; гуашевая краска, пакетик растворимого кофе, кусочки сахара рафинада, одинаковые стаканчики по количеству детей
7. «Играем с красками»
Цель: познакомить с процессом растворения краски в воде
(произвольно и при помешивании), развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
Две баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка)
8. «Друзья»
Цель: познакомить с составом воды
(кислород), развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.
Стакан, бутылка, закрытая пробкой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка)
11
Экспериментирование с воздухом
9.«Поиск воздуха»
Цель: помочь детям обнаружить воздух вокруг себя, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий
Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость
10.«Танец горошин»
Цель: познакомить с понятием
«сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку
Вода, горошинки. Баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка)
11.«Выдувание мыльных пузырей»
Цель: научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь
Мыльный раствор и емкость для него. Ванночка, губка, трубочки с колечками на конце, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши
(для каждого ребенка)
12.«Подводная лодка из винограда»
Цель: показать, как всплывают и поднимаются подводная лодка и рыба
Свежая газированная вода
(лимонад), виноградинка
03
Экспериментирование с солнечным светом
13.
«Солнечные зайчики»
Цель: познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность
Вода.
Зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали (на каждого ребенка)
14. «Радуга»
Цель: показать способ, как можно увидеть радугу в комнате
Вода.
Миска, зеркало, белый лист бумаги
Занятия по проекту
«Лаборатория неживой природы»
Все опыты происходят с участием игрового персонажа куклы Маши из сказки
«Маша и медведь»
1.
Почему песок хорошо сыплется
Цель: выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость
Материал: песок, глина
Оборудование: емкости, лупа, ширма, сито
Маша предлагает детям наполнить стаканчики песком, глиной, рассмотреть и угадать их по звуку пересыпаемых веществ
- Что лучше всего сыпалось? (песок)
- Проверим. Пересыпьте песок из одного стакана в другой
- Пересыпьте песок в большую емкость горкой: что происходит? (песок остается в виде горки с ровными краями)
Высыпают глину и определяют, что горка из глины неровная
- Почему горки разные? (Частички песка все одинаковые, глины – все разной формы, размера)
Дети под руководством воспитателя с помощью лупы рассматривают, из чего состоит песок, как выглядят песчинки (песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг другу): как выглядят частички глины (частички глины мелкие , очень тесно прижаты друг к другу; сравнивают их). Дети просеивают песок и глину через сито и выясняют (частички песка проходят быстро, частички глины не просеиваются )
Рассматривают песочные часы и уточняют, можно ли сделать глиняные часы (Нет, частички глины плохо сыпятся )
Вывод: Песок сыпучий
2.
Глина, ее качества и свойства
Цель: научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (моется, бьется, размокает)
Материал: глиняные предметы, кусочки глины, вода
Оборудование: подставки для работы, емкости, алгоритм описания свойств
Маша принесла игрушки, сделанные из глины, устроила « Выставку глиняных игрушек»
- Из чего сделаны все игрушки, какой материал был при этом использован? (Глина)
Воспитатель обращает внимание детей на подставки с лежащими на них кусочками глины
- Что находится на подставке? (Глина)
- Что можно из них вылепить и почему? (Шар, лепешку, колбаску, потому что глина мягкая, пластичная, ее можно мять)
Дети раскатывают шар, делают лепешку, колбаску. Кладут небольшой кусочек глины в емкость с водой и наблюдают за ее размоканием. Воспитатель демонстрирует детям, как глиняная игрушка легко разбивается
Вывод: Глина мягкая, пластичная, застывает. Застывшая глина может разбиться
3.
ГДЕ ВОДА?
Цель: помочь определить, что песок и глина по-разному впитывают воду расширять знания детей об окружающем, умение делать выводы, развивать речь детей, фиксировать результат опыта воспитывать аккуратность при работе с водой, песком и глиной
Материал: сухой песок, сухая глина, вода
Оборудование: прозрачные емкости, мерные стаканчики, лист бумаги и карандаши по количеству детей
Ход занятия-экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи.
Маша предлагает детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сухие, сыпучие)
II. Прогнозирование результата.
Маша ставит перед детьми проблемную ситуацию:
«Одинаково ли песок и глина впитывают воду?»
(Предположения детей)
III. Выполнение опыта.
Дети под руководством воспитателя наливают в стаканчики одновременно одинаковое количество воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок).
Воспитатель: Что произошло в емкостях с песком и глиной? (вся вода ушла в песок, но
стоит на поверхности глины)
- Почему? (У глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду)
- Где больше луж после дождя? (На асфальте, на глиняной почве, так как они не
пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет).
- Почему дорожки в огороде посыпают песком? (для впитывания воды)
III. Фиксирование результатов опыта.
Дети делают зарисовки
Вывод: Песок лучше впитывает воду.
4.
Волшебный материал
Цель: помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.
Материал : песок, глина, дощечки, палочки, изделия из керамики
Оборудование : емкость.
Ход занятия-экспериментирования
Маша принесла посуду из керамики, организовала выставку «Посуда»
Предлагает детям слепить шарики, колбаски, фигурки из песка и глины
Воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию «Из чего делают посуду – из песка или глины?» (Предположения детей)
Сделанные фигурки высыхают, после чего проверяют прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет.
- Можно ли сделать посуду из песка и глины?
Дети лепят посуду из песка и глины, высушив ее проверяют свойства песка и глины.
Называют из чего сделаны посуда , для чего наливают в нее воду и проверяют материал по результатам.
Вывод : «Песчаная посуда» воду не держит, ломается. Глиняная сохраняет форму.
5.
Узнаем, какая вода
Ход занятия-экспериментирования
Маша ставит на стол две загадочные банки. Интересно, что в них? (предлагает детям рассмотреть)
При обследовании выясняется, что одна банка легкая, а другая – тяжелая
- Давайте откроем первую банку. Что в ней? (нет ничего). Правильно, она пустая, поэтому и легкая.
- А что же во второй банке?
Педагог слегка стряхивает банку с водой
- В ней что – то булькает, плещется. Правильно, вода, она чистая и прозрачная. Давайте это проверим, возьмем предметы и опустим их в банку
Дети выполняют задание и убеждаются что предметы хорошо видны через воду
- А если мы наклоним банку с водой, что произойдет? Правильно, она выльется потому что вода жидкая
- А теперь попробуйте ребята сами проверить как водичка льется
Дети выполняют опыт
Вывод: Вода прозрачная, жидкая, льется
6.
«Вода - волшебница»
Цель: продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, познакомить с процессом растворения некоторых веществ (при этом вода меняет цвет, запах, вкус)
Оборудование : Три одинаковые емкости; гуашевая краска, пакетик растворимого кофе, кусочки сахара рафинада, одинаковые стаканчики по количеству детей
Материал : вода
Ход занятия-экспериментирования
7.
«Играем с красками»
Цель: познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании), развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
Материал : прозрачная вода, краски
Оборудование :Две баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка
Ход занятия-экспериментирования
8.
«Друзья»
Цель: познакомить с составом воды (кислород), развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.
Материал : прозрачная вода
Оборудование : Стакан, бутылка, закрытая пробкой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка)
Ход занятия-экспериментирования
9.«Поиск воздуха»
Цель: помочь детям обнаружить воздух вокруг себя, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий
Оборудование : Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость
Ход занятия-экспериментирования
10.«Танец горошин»
Цель: познакомить с понятием
«сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку
Оборудование : Вода, горошинки. Баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка)
Ход занятия-экспериментирования
Маша пришла на занятие горох и предлагает его посчитать.
Воспитатель говорит, что можно научит горох плавать и выполнять манипуляции с горохом , как в цирке
- Опустите в баночку с водой четыре горошины и трубочку. Подуйте в баночку через трубочку. Сначала слабо, потом с большой силой.
- Почему горошины движутся то быстрее, то медленнее? (Когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличилась – и скорость движения горошин возрастала)
- Значит сила движения предметов зависит от силы воздействия на нее
Дети зарисовывают ход эксперимента.
Вывод : Сила движения предметов зависит от силы воздействия на них
11.«Выдувание мыльных пузырей»
Цель: научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Оборудование : Мыльный раствор и емкость для него. Ванночка, губка, трубочки с колечками на конце, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка)
Ход занятия-экспериментирования
12.«Подводная лодка из винограда»
Цель: показать, как всплывают и поднимаются подводная лодка и рыба
Материал: Свежая газированная вода (лимонад), виноградинка
Оборудование : стакан
Ход занятия-экспериментирования
Маша приходит на занятие с веточкой винограда и лимонадом, предлагает детям эксперименты с виноградинкой
- «Почему рыба может подниматься вверх и опускаться вниз» (Предположения детей)
- Дети, возьмите стаканы с лимонадом и бросьте в стакан со свежей газированной водой
(лимонадом) виноградинку. Что происходит с виноградинкой? (Она опустилась на дно и на нее начали садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики)
- Что происходит с виноградинкой дальше? (Виноградинка всплыла)
- Что происходит на поверхности с пузырьками? (Они лопаются)
- Что произошло с виноградинкой? (Она опустилась на дно)
- По этому принципу всплывает и поднимается подводная лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
Дети под руководством воспитателя делают зарисовки.
Вывод : Рыбы могут подниматься вверх в воде и опускаться вниз благодаря сжатию и
расширению плавательного пузыря.
13. «Солнечные зайчики»
Цель: познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность
Материал: Вода.
Оборудование : Зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали (на каждого ребенка)
Ход занятия-экспериментирования
Маша читает стихотворение:
Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене
Предлагает детям поиграть с зеркалом, посмотреть в него и сказать, что они видят.
Маша создает проблемную ситуацию: «От каких предметов будут отражаться солнечные зайчики?» (Предположения детей)
Воспитатель рассказывает детям, что зеркала сделаны из стекла, предлагает потрогать поверхность зеркала
- Какая поверхность на ощупь? (Гладкая, блестящая)
-Блестящая предметы интересно отражают солнечные лучи? Давайте проверим.
Дети «ловят» зеркалом луч солнца и направляют его отражение в любую сторону
- что происходит? (Зеркало отражает солнечные лучи)
-Возьмите баночки с водой, «ловите» солнечные лучи. Что происходит? (Вода их отражает)
- Пошевелите рукой. Что происходит? (Поверхность воды приходит в движение, «зайчики» начинают прыгать)
- Возьмите блестящие диски и повторите эксперимент. Что происходит? (Пластины имеют блестящую поверхность, которая хорошо отражает солнечные лучи)
Дети делают зарисовки эксперимента
Вывод : Все блестящие предметы отражают солнечные лучи
14. «Радуга»
Цель: показать способ, как можно увидеть радугу в комнате
Материал:
Вода.
Оборудование : Миска, зеркало, белый лист бумаги
Ход занятия-экспериментирования
Маша принесла на занятие свой рисунок. На рисунке радуга.
- Дети, расскажите как появляется радуга? (После дождя, летом в солнечную погоду)
- Можно ли увидеть радугу в комнате ? (Предположения детей)
Дети под руководством воспитателя устанавливают зеркало на краю миски с водой. Ловят зеркалом солнечный луч и направляют его отражение на лист бумаги.
Дети вместе с воспитателем зарисовывают результат эксперимента.
Вывод : Радугу можно увидеть в комнате

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей