Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

учебно методический комплекс право и организаци... Учебно-методический комплекс для специальности 030504 Право и организация социального обеспечения


НазваниеУчебно-методический комплекс для специальности 030504 Право и организация социального обеспечения
Анкоручебно методический комплекс право и организаци.
Дата17.09.2017
Размер0.92 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаучебно методический комплекс право и организаци...doc
ТипУчебно-методический комплекс
#13700
страница1 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ


ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно-методический комплекс для специальности:

030504 «Право и организация социального обеспечения»

Уфа 2009



Печатается по решению


Учебно – методического совета

Гуманитарного колледжа

Составитель: Рамазанова Е.Р., преподаватель, Право социального обеспечения: Учебно-методический комплекс. Уфа, 2009. – 106 с.
Рецензент: Мустахитдинова Д.Р., − преподаватель НП «Гуманитарный колледж»

Калимуллина Э.Р.,− к.соц.н., старший преподаватель кафедры «Социальная работа» БашГУ.

УМК составлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов средних специальных учебных заведений по специальности 030504.


© НП «Гуманитарный колледж», 2009

Содержание
Пояснительная записка 4

Тематический план курса 5

Содержание курса 6

Опорный курс лекций 8

Список рекомендуемой литературы 102
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «Право социального обеспечения» составлена в соответствии с требованиями к минимуму содержания для базового уровня профессиональной подготовки студентов по специальности 030504 «Право и организация социального обеспечения».

Право социального обеспечения является одной из наиболее значимых отраслей права, регулирующих общественные отношения, связанные с оказанием государственной помощи различным категориям граждан, главным образом, нетрудоспособным: детям, престарелым, инвалидам.

Курс «Права социального обеспечения» нацелен на освоение студентами знаний об основных принципах и правах граждан РФ в социальной сфере, об основных направлениях социальной политики Российской Федерации и перспективах развития социального обеспечения в РФ, о способах реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение и способах защиты этих прав. Студент должен также иметь представление о структуре и компетенции органов, осуществляющих социальное обеспечение в РФ и РБ.

Задачи курса состоят в формировании у студентов следующих основных навыков, которыми должен обладать профессиональный юрист для успешной работы по своей специальности: умение ориентироваться в законодательстве по праву социального обеспечения и смежным отраслям; умение использовать имеющиеся навыки в практической деятельности; умение работать с процессуальными и иными документами, необходимыми для правильного решения вопросов социального обеспечения.

Этими навыками студент должен владеть свободно, чтобы, не испытывая затруднений, применять их и в случаях внесения изменений в законодательство о социальном обеспечении.

В результате изучения данной дисциплины студент

Должен иметь представление:

  • о международном опыте работы в области социального обеспечения населения;

  • о перспективах развития законодательства в области социального обеспечения населения;

знать:

  • систему правового социального и пенсионного обеспечения в Российской Федерации;

  • порядок организации социальной защиты населения;

  • организацию работы органов системы Пенсионного фонда России и негосударственных пенсионных фондов;

уметь:

  • применять нормативно-правовые акты социального и пенсионного обеспечения в профессиональной деятельности;

  • составлять документы правового характера, необходимые для защиты интересов пенсионеров и лиц пожилого возраста;

Тематический план курса

«Право социального обеспечения»


Номер темы

Наименование тем

Всего часов

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа



Понятие социального и пенсионного обеспечения

12

2

2






Предмет и метод права социального обеспечения. Правоотношения в ПСО

16

4









Источники права социального обеспечения




4

1






Нормы права социального обеспечения: понятие, структура и классификация




6









Социальная защита населения.




6

1






Понятие и субъекты социального страхования




4









Понятие и субъекты пенсионного страхования




4









Трудовой и страховой стаж в праве социального обеспечения




6

2






Понятие и организация индивидуального (персонифицированного) учета




4









Понятие и виды пенсий.




4

3






Социальная помощь. Государственные социальные пособия




6

4






Социальное обслуживание населения в РФ.




6

1







Всего:

220

56

16

148

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЕМА 1. Понятие социального и пенсионного обеспечения

Понятие и содержание социального обеспечения; соотношение понятий социального обеспечения и социальной защиты населения; источники финансирования социального обеспечения; виды социального обеспечения; история становления института социального обеспечения в РФ и за рубежом.

ТЕМА 2. Организационно-правовые формы социального обеспечения

Понятие и общая характеристика ОПФ социального обеспечения; классификация организационно-правовых форм социального обеспечения; характеристика обязательного социального страхования, государственного обеспечения за счет средств федерального бюджета, государственной социальной помощи.

ТЕМА 3. Предмет и метод права социального обеспечения

Признаки общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, классификация отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Признаки метода отрасли права социального обеспечения.

ТЕМА 4. Источники права социального обеспечения

Понятие и классификация источников права социального обеспечения; международно-правовые акты и международные договоры Российской Федерации; Конституция РФ о социальном обеспечении граждан; законы и подзаконные нормативные акты; нормативные акты субъектов федерации по вопросам социального обеспечения.

ТЕМА 5. Правоотношения в праве социального обеспечения

Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению; материальные и нематериальные отношения, регулируемые правом социального обеспечения; субъекты, объекты и содержание социально-обеспечительных правоотношений; основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению.

ТЕМА 6. Пенсионная система Российской Федерации

Общая характеристика современной пенсионной системы РФ. Основные причины и цели реформирования пенсионной системы в РФ. Структура и финансовая основа пенсионной системы РФ. Общая характеристика государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, негосударственного (дополнительного) пенсионного страхования или обеспечения.

ТЕМА 7. Обязательное пенсионное страхование - как основное звено российской пенсионной системы

Понятие обязательного пенсионного страхования; страховой риск, страховой случай и страховое обеспечение в системе обязательного пенсионного страхования; субъекты обязательного пенсионного страхования. Персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования. Финансовая основа обязательного пенсионного страхования. Добровольное вступление в отношения по обязательному пенсионному страхованию. Профессиональные пенсионные системы.

ТЕМА 8. Трудовой и страховой стаж в праве социального обеспечения

Понятие и виды трудового стажа в праве социального обеспечения; характеристика и юридическое значение страхового стажа; соотношение трудового и страхового стажа; содержание трудового и страхового стажа; порядок исчисления и подтверждения трудового и страхового стажа.

ТЕМА 9. Трудовые пенсии в РФ

Понятие и признаки трудовых пенсий; виды и структура трудовых пенсий; право выбора пенсии; условия, необходимые для назначения трудовых пенсий; основания для досрочного назначения трудовой пенсии. Определение размеров трудовых пенсий; пенсионный капитал и пенсионные накопления как основания для определения размера трудовых пенсий; перерасчет и индексация пенсий. Общие правила назначения и выплаты трудовых пенсий.

ТЕМА 10. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению

Понятие пенсии по государственному пенсионному обеспечению; круг лиц, имеющих право на получение пенсии за счет средств государственного бюджета; условия, необходимые для назначения пенсий по государственному обеспечению. Определение размеров, основания для перерасчета и индексации пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Общие правила назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Право граждан на дополнительное пенсионное обеспечение в связи с особыми заслугами перед РФ.

ТЕМА 11. Социальное страхование по временной нетрудоспособности в РФ

Субъекты и объект социального страхования по временной нетрудоспособности. Правовое положение Фонда социального страхования РФ как страховщика в системе социального страхования. Страховое обеспечение. Условия для определения права на пособие по временной нетрудоспособности; документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность граждан; размеры пособия по временной нетрудоспособности; определение заработка для исчисления пособия; правила исчисления непрерывного трудового стажа; порядок назначения и выплаты пособия.

ТЕМА 12. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Цели и задачи социального страхования от несчастных случаев на производстве; субъекты и объект страхования; финансовая основа страхования; страховой случай и страховое обеспечение в системе страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; общие правила назначения и выплаты страхового обеспечения в связи с несчастными случаями на производстве.

ТЕМА 13. Государственные пособия гражданам, имеющим детей

Виды пособий; пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка; единовременные пособия на рождение ребенка женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; размеры пособий; основания повышения размеров пособий; порядок назначения и выплаты.

ТЕМА 14. Социальное обслуживание населения в РФ.

Понятие и принципы социального обслуживания; формы и виды социального обслуживания; финансовая основа социального обслуживания населения; особенности социального обслуживания инвалидов престарелых; договоры о стационарном социальном обслуживании.

ТЕМА 15. Льготы в праве социального обеспечения РФ.

Нормативные акты, регламентирующие льготы в системе социального обеспечения; категории граждан, имеющих право на предоставление социальных льгот; виды и содержание льгот.

ТЕМА 16. Похоронное дело в РФ.

Организация похоронного дела в РФ; гарантированный перечень услуг по погребению умерших; социальное пособие на погребение; особенности, связанные с погребением военнослужащих.

ОПОРНЫЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
Тема 1. Понятие социального и пенсионного обеспечения
В соответствии с действующим российском законодательством социальное обеспечение как обобщенное понятие осуществляется в следующих формах:

  • социальное обеспечение;

  • социальная защита;

  • социальное страхование;

  • социальная помощь;

  • социальное обслуживание.

Развитие законодательства о социальном обеспечении требует разграничения и легального определения этих основополагающих понятий, поскольку в настоящее время они размыты, в них зачастую вкладывается разный смысл, в том числе и законодателем, что вызывает сложности в законотворчестве и в правоприменительной практике, а также в теоретической разработке проблем социального обеспечения.

Если исходить из анализа конституционных норм, социальная защита - более широкое понятие, чем социальное обеспечение, и полностью включает в себя последнее. Согласно ст. 7 Конституции РФ социальная защита охватывает охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, систему социальных служб и др. Еще более широко как в отношении различных категорий населения, так и в отношении мер их поддержки используется это понятие в текущем законодательстве. Законодатель говорит о социальной защите применительно к определенным социальным группам, нуждающимся в его повышенном внимании в силу причин самого разного плана. К ним отнесены не только граждане, традиционно охватываемые сферой социального обеспечения, например инвалиды и лица пенсионного возраста, но и другие категории населения, в том числе полностью трудоспособные и имеющие доходы от своей профессиональной деятельности, например военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, судьи, участники войн, ликвидации последствий стихийных или техногенных катастроф и лица, пострадавшие от таких событий, беженцы, жертвы насилия в семье и др.

Поскольку регулирование отношений по предоставлению социальной защиты является предметом разных отраслей законодательства, представляется неправомерным применительно к законодательству о социальном обеспечении использовать понятие социальной защиты как равнозначное ему. В свое время только переименование Министерства социального обеспечения в Министерство социальной защиты населения привело, с одной стороны, к размыванию понятия и границ социального обеспечения, а с другой - к снижению внимания к тем компонентам социальной защиты граждан, которые не связаны напрямую с социальным обеспечением, например к профилактике детской безнадзорности и преступности.

Понятие «социальное обеспечение» включает прежде всего: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определенных социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни. Согласно Конвенции МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г. это медицинская помощь и пособие по болезни, денежные выплаты (пенсии или пособия) в случаях безработицы, старости, инвалидности, потери кормильца, трудового увечья или профессионального заболевания, беременности и родов, а также семейные пособия.

Неотъемлемой частью социального обеспечения является предоставление нетрудоспособным, нуждающимся в этом гражданам социальных услуг взамен либо я дополнений к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода льгот и преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и д.р.). Чтобы располагать необходимыми денежными средствами для финансирования социального обеспечения работников и их семей, государство традиционно использует институт социального страхования - основной подсистемы в системе социального обеспечения. Как показывают зарубежный опыт и практике Российской Федерации, это наиболее рациональная и оптимальная форма социального обеспечения работником при наступлении социальных страховых рисков, поскольку, одним стороны, она позволяет не включать необходимы для этого средстве в состав текущей заработной платы, а с другой - дает им возможность распределять собранные средства между теми застрахованными, кому они необходимы сегодня, причем своевременно и я достаточном объеме.

В социальном обеспечении нуждаются также и не работавшие ранее граждане, лишившиеся способности к груду или потерявшие кормильца вследствие войн и военных конфликтов, природных, техногенных (в том число радиационных) катастроф, незаконных политических репрессий Материальная поддержка необходима детям, в том числе лишенным попечении родителей, малообеспеченным семьям и лицам, одиноким нетрудоспособным гражданам, которые не были застрахованы. Поэтому параллельно с системой социального страхования развивалась и та часть социального обеспечения, которая финансируется непосредственно из государственного бюджета.

В теоретическом и практическом плане эту часть социального обеспечения можно разделить на несколько подсистем:

  • обеспечение лиц из числа военнослужащих, некоторых других категорий граждан, подлежавших в период своей деятельности обязательному социальному страхованию их (и их семей);

  • обеспечение жертв социальных и техногенных катастроф;

  • обеспечение детей и семей с детьми;

  • социальная помощь (попечительство, вспомоществование) лицам, впавшим в нужду, безотносительно к их прошлой занятости.

Специфика отношений по социальному страхованию, ранее входивших в предмет трудового права, а также по социальному обеспечению лиц, не подлежащих социальному страхованию, включавшихся в свое время в предмет административного права, привела в свое время к осознанию социального обеспечения как самостоятельной отрасли законодательства. В 1960-70-х годах в СССР была обоснована теоретически и признана законодателем соответствующая новая отрасль - законодательство о социальном обеспечении. Анализ положений действующей Конституции, а также текущего законодательства России свидетельствует о том, что в системе российского законодательства эта самостоятельная отрасль сохраняется.

Право на социальное обеспечение - одно из основных конституционных прав граждан. В гл. 2 Конституции Российской Федерации, посвященной правам и свободам человека и гражданина, ему отведена специальная норма - ст. 39, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Там же предусмотрено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Определяющее значение для развития социального законодательства имеет конституционное положение о том, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

До 1990 г. законодательство о социальном обеспечении было единым для всего СССР. На уровне союзных республик, в том числе и РСФСР, caмостоятельно регулировались лишь некоторые второстепенные вопросы этой сферы. С конца 1990 г. в России начался новый этап развития российского законодательства о социальном обеспечении. 20 ноября 1990 г. был принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР». В 1993 г. вступил в действие Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей».

В последнее десятилетие в сферу действия права социального обеспечения были включены новые категории граждан и новые виды социальных страховых рисков. В этой ситуации законодательная деятельность была направлена на урегулирование следующих отношений:

1) в области социальной защиты:

- установление единой системы государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства;

- установление организационных, финансово-экономических и правовых основ социального обслуживания населения, в том числе ветеранов, инвалидов и граждан, проживающих в сельской местности;

- установление правовых основ реализации конституционного права граждан на жилище, развития и обеспечения сохранности жилищных фондов и их эффективного использования;

- определение основ федеральной жилищной политики;

- установление дополнительных гарантий и компенсаций отдельным категориям военнослужащих и т.д.;

- установление государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- определение форм и способов социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации;

2) в области пенсионного обеспечения:

- установление единой системы республиканских государственных пенсий в Российской Федерации, в которой основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается труд и его результаты, а также обеспечение стабильности достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышения его по мере роста благосостояния трудящихся;

- пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей;

- пенсионное обеспечение родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву;

- выплата государством пенсий пенсионерам при их выезде на постоянное жительство за пределы Российской Федерации;

- выплата пенсий (и их размеры) гражданам, работавшим на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;

- внесение изменений в некоторые законы по вопросам уточнения пенсионного обеспечения тех или иных категорий пенсионеров;

- возмещение ущерба гражданам путем улучшения пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания, возникшего по вине предприятия, организации.

Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации

В области пенсионного обеспечения установлены основания для получения пенсии, порядок исчисления трудового стажа, определены виды пенсий (по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальная), порядок назначения и выплаты, исчисления и размеров пенсий, надбавок к ним, условия перерасчета, ответственность предприятия (организации) и граждан, порядок разрешения споров по пенсионным вопросам, определены источники финансирования пенсионного обеспечения граждан.

15 декабря 2001 г. принят Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», периодически устанавливался минимальный размер пенсии по старости и порядок повышения других пенсий, а также порядок индексации суммы заработка при назначении или при перерасчете пенсии, произведен пересчет назначенных ранее пенсий, установлены надбавки к пенсиям по старости работающим пенсионерам, введена периодическая индексация пенсий в связи с ростом инфляции и повышением стоимости жизни.

Определен порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, установлен размер пенсий, доплат к ним, порядок установления размеров денежного довольствия для исчисления пенсий, увеличения минимальных размеров пенсий, применения районных коэффициентов и пересмотра пенсий.

Установлены условия и порядок получения пенсий:

- родителями погибших военнослужащих пенсии по случаю потери кормильца, возможность получения ими двух пенсий;

- гражданами, работавшими на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;

- пенсионерами, выезжающими на постоянное жительство за пределы РФ.

Помимо перечисленного, ратифицированы соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами Латвийской Республики, Эстонской Республики, Республики Молдова, в которых определены основания, условия, нормы и особенности обеспечения социальной защищенности военных пенсионеров Российской Федерации, проживающих на территории этих государств, а также Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении граждан Российской Федерации, проживающих на территории Королевства Испания.

Оценивая результаты деятельности законодателя в области социальной защиты следует отметить, что основы законодательной базы обеспечения социальной защиты населения Российской Федерации были сформированы в середине 1990-х годов. Действовали Жилищный кодекс РСФСР, законы, определявшие основы федеральной жилищной политики, основы социального обслуживания населения в Российской Федерации, особенности социальной защиты ветеранов, инвалидов, лиц пожилого возраста, сельских тружеников, граждан, имеющих детей; граждан, подвергшихся воздействию радиации, отдельных категорий военнослужащих, лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Создана законодательная база единой системы республиканских государственных пенсий, основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения в которой формально признавался труд и его результаты. Вступили в действие законы, определявшие особенности пенсионного обеспечения лиц, работавших во вредных условиях, военнослужащих, работников органов внутренних дел, членов их семей; условия выплаты пенсий при выезде пенсионеров на постоянное жительство за пределы Российской Федерации и некоторые другие.

Кроме того, Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» расширил правовую базу для возможного в будущем постепенного перехода к назначению пенсий в соответствии с результатами труда каждо­го застрахованного лица на основе достоверных сведений о его стаже и заработке, определяющих размер пенсии, исходя из страхового стажа лица и вносимых на его имя работодателем или им самим страховых взносов.

Однако в условиях высокой инфляции и дефицита финансовых средств законодательно установленные размеры различных видов государственных пенсий фактически были усреднены и минимизированы. В то же время предпринимались попытки законодательного регулирования отношений государства и пенсионеров в условиях падения уровня их социальной защищенности (индексации, перерасчеты, компенсационные выплаты). Тем не менее, в целом, во-первых, законодательно устанавливавшиеся размеры пенсий далеко не соответствовали прожиточному минимуму пенсионеров; во-вторых, не была законодательно определена ответственность за несвоевременную выплату назначенных пенсий; в-третьих, продолжали действовать и некоторые явно устаревшие законы РСФСР; в-четвертых, зачастую вступали в действие «точечные» законы.

Сделаны первые шаги в направлении постепенного, поэтапного введения накопительных элементов в системе пенсионного обеспечения российских граждан на основе страховых взносов работодателей и работников.

Законодательно оформлена и упорядочена деятельность негосударственных пенсионных фондов.

Упорядочено финансирование государственных пенсий, выплата которых по законодательству осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Внесены наиболее актуальные изменения и дополнения в закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», направленные на улучшение пенсионного обеспечения, как всех пенсионеров, так и их отдельных категорий.

Последовательно произведено повышение минимального размера пенсии и утвержден порядок индексации и перерасчета государственных пенсий в связи с ростом инфляции.

Установлены санкции в отношении руководителей предприятий, учреждений или организаций независимо от форм собственности за невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законодательством Российской Федерации выплат из корыстной или иной личной заинтересованности.

В нашей стране выплачиваются все виды пенсий, которые рекомендуются Международной организацией труда (по старости, за выслугу лет, по инвалидности, семьям в случае потери кормильца). Гражданам Российской Федерации гарантируется пенсия в любом случае независимо от того, работал он или нет.

Современный уровень пенсионного обеспечения большинства населения Российской Федерации не может считаться приемлемым для поддержания достойного уровня жизни.

В результате с января 2006 г. в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации произошли серьезные изменения.

Правовую основу новой пенсионной системы составляют принятые в декабре 2001г. федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которые пришли на смену двум «старым» пенсионным законам.

В соответствии с данными законами предусмотрено введение новой формулы расчета трудовой пенсии на основе трех элементов:

- базовая часть устанавливается в фиксированном размере, с поэтапным приближением этого размера к величине прожиточного минимума пенсионера в России;

- страховая часть, зависящая от результатов труда конкретного человека, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете в форме пенсионного капитала;

- накопительная часть, сложившаяся из сумм страховых взносов, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета и доходов от инвестирования.

С 1 января 2006 г. производится перерасчет пенсий, в том числе работающим пенсионерам, по наиболее выгодному варианту - либо с применением индивидуального коэффициента пенсионера, либо без его применения. Этот перерасчет основан на документах о заработке, имеющихся в пенсионном деле. В то же время следует иметь в виду, что пенсионерам также предоставлена возможность осуществить перерасчет из заработка за 2000-2001 гг.или за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией. Работающим пенсионерам базовая и страховая части трудовой пенсии будут выплачиваться в полном объеме, без каких-либо ограничений.

Пенсионная реформа адресована скорее не сегодняшним, а будущим пенсионерам, хотя право на увеличение пенсий с 1.01.2006 г. уже приобрели некоторые категории пенсионеров. Продолжающие работать смогут получать полную пенсию. Бывшим работникам Крайнего Севера разрешено рассчитывать пенсию на основе заработка с районным коэффициентом. Увеличатся пенсии инвалидов I группы и лиц, достигших 80 лет, а также 1енсионеров, получавших надбавку на нетрудоспособных иждивенцев.

Пенсия по старости будет назначаться при наличии страхового стажа не менее 5 лет. Для назначения пенсии по инвалидности будет требоваться только факт работы или иной деятельности, в течение которой уплачиваются страховые взносы. В страховой стаж наряду с периодами трудовойдеятельности будут засчитываться иные периоды. При этом служба в армии и период ухода одного из родителей за ребенком до полутора лет будут учитываться при расчете страховой части пенсии, что приведет к ее увеличению. Финансирование указанных периодов будет производиться за счет средств федерального бюджета.

Перерасчет страховой части трудовой пенсии пенсионерам, осуществлявшим работу в течение 12 полных месяцев, будет производиться с учетом дополнительно поступивших страховых взносов в Пенсионный фонд России.

В случае отказа пенсионера от получения установленной ему страховой части пенсии не менее чем в течение 12 полных месяцев по заявлению пенсионера производится перерасчет страховой части пенсии с учетом дополнительно уплаченных страховых взносов и суммы, не полученной пенсионером за указанный период страховой части пенсии.

Предусматривается сохранение всех действующих льгот для лиц, занятых на работах с особыми условиями труда, имеющих на 1 января 2003 г. не менее половины требуемого стажа на соответствующих работах.

Гражданам, которые имеют менее половины требуемого специального стажа на 1 января 2003 г, а также принятым на соответствующие работы после этой даты, пенсионное обеспечение предполагается осуществлять в рамках Федерального закона «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации».

Накопительная часть трудовой пенсии будет выплачиваться, начиная с 2013 года. Для лиц, которые будут выходить на пенсию до этой даты, введение накопительной составляющей не предусматривается.

Сохранены права на досрочную пенсию за всеми прежними «льготниками», предусмотренные старым законодательством, инвалидам войны, многодетным матерям и т. д.

Однако право на досрочные пенсии в связи с особыми условиями труда сохранено только за теми, кто на 01.01.2003г. имеет не менее половины требуемого специального стажа. Лицам, которые отработали меньше этого срока, пенсии устанавливаются по правилам и нормам обязательной профессиональной системы.

Конвертация их пенсионных прав в пенсионный капитал может осуществляться по их выбору (с применением общего или специального стажа).

Однако остается немало и нерешенных проблем. К ним можно отнести:

- законодательное обеспечение государственных социальных гарантий, которые пока слабы и зачастую не реализуются; приведение в соответствие различного рода социальных выплат, которые гораздо ниже прожиточного минимума соответствующих категорий населения; законодательное закрепление права на ежемесячное пособие на ребенка в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации;

- законодательное обеспечение своевременности и полноты выплаты определенных законодательством социальных выплат;

- законодательное обеспечение государственной поддержки социально бедствующих людей;

- повышение минимальных социальных пособий до уровня определенного законом прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения; необходимо принятие законодательных актов о поэтапном решении этой задачи; законодательного обеспечения благотворительной деятельности и т.д.

Приведенный выше краткий перечень российских нормативных актов в сфере социального обеспечения свидетельствует о внимании законодателя и в целом государства к нуждам и интересам нетрудоспособных, а также о достаточно высоких темпах законотворчества, затрагивающего практически весь спектр вопросов социального обеспечения и все категории нуждающихся в нем граждан. В то же время наличие значительного массива отраслевого законодательства, в том числе и новейшего, — еще не показатель его высокого качества и эффективности. В настоящее время социальная политика России, в частности социальное обеспечение, подвергается обоснованной критике.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей